Настоящая красота
Настоящая красота – «страшная сила»
«Что ты сидишь?!» — голос моего приятеля Романа прозвучал подчёркнуто возмущённым. «Бросай всё и дуй в Тель-Авив на набережную!»
Оказалось, что огромное место у моря, аккурат напротив Посольства РФ, между Яффо и дельфинариумом отдано под некий фестиваль национальной кухни.
Народу было столько, что я, грешным делом, подумал, глядя на очереди в павильоны, что это всё бесплатно. Да, нет, смотрю, цены – обычные.
Вся фишка в том, как я понял, чтобы поесть в тусовке, на природе и под музыку…
В очередной раз утвердился во мнении, что народ с таким аппетитом непобедим!
«Ты же знаешь, Рома, что еда никогда не входила в число моих жизненных приоритетов», — остудил я приятеля, когда мы с ним расположились полюбоваться на закат (очень, кстати, быстрый) Солнца в море и поговорить в очередной раз «за жизнь».
«А что, в таком случае?!» — закинул удочку Роман…
Никогда, собственно, не задумывался над этим вопросом, всё недосуг… А тут приятель таки развёл…
Признаться, не сразу, но общий знаменатель под жизненные приоритеты, а, заодно, и консенсус с приятелем, в тот раз, считаю, сформулировать удалось…
Красота… Настоящая красота…
СлОва, изделия, поступка, человека, природы, игры, сооружения, животного мира, момента…
«Красота́ — эстетическая (не утилитарная, не практическая) категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение». Мудрые люди формулируют в «Википедии»…
Не практическая категория… И наслаждение вызывает, стало быть, эстетическое… В отличие, скажем, от еды и чувства голода. И, что характерно, гармоническое сочетание аспектов, тогда это – настоящая красота.
Например, рекордный прыжок спортсмена с перекошенным от перенапряжения лицом красивым не назовут, гармонии нет… И, с другой стороны, шахматную партию, например, можно и проиграть, но играть красиво… Как звучит: красивая жертва… Так мы с Романом обозначили настоящую красоту…
И вот ведь что тут ещё приходит на ум: объект, который мы оцениваем как красивый, должен содержать в себе элемент новизны, неожиданности и необычности вплоть до приятного сюрприза на фоне других в своей группе. Шок и фанатизм, сдаётся мне, всю красоту в этом деле просто угробят. Настоящей красоте сродни новизна не пугающая, умеренная…
Настоящая красота — не практическая категория…
Мало того: как я понимаю высшую нервную деятельность, так человеку жизненно необходимо искать и добывать новые, красивые объекты, чтобы получать именно эстетическое наслаждение.
Психологи уверяют, что если человек по жизни удовлетворяет свои только физические, утилитарные потребности и не получает новой и красивой информации, ему обеспечен маниакально-депрессивный психоз, отягощённый мечтой о светлом будущем на фоне хронического безденежья. Так мой приятель Рома сформулировал всякие нервно-психические расстройства при дефиците новизны и настоящей красоты.
Я спорить не стал…
Настоящая красота как «страшная сила» может быть дикой и ослепительной, божественной и завораживающей, хрупкой, своеобразной, странной…
Настоящая красота может покорить и погибнуть, ошеломить и сиять, осветить, заставить, исчезнуть… «Страшная сила»…
Я заикнулся, что категория эта эстетическая, настоящая красота, где-то в нашем подсознании обретает… Потому как на вопрос: а почему это красиво, не всегда и слова подходящие подберёшь…
Роман спорить не стал… Зато красиво вставил свой неожиданный тезис: там, с настоящей красотой рядом, в подсознании, ещё и юмор у некоторых располагается. И это, мол, тоже уму, читай сознанию, не всегда постижимо. И тоже красиво… И тоже «страшная сила»…
И, несомненно, заслуживает отдельного разговора…
Замечания принимаются. Комментарии приветствуются. Дополнения поощряются.
Подписка на рассылку – бальзам на душу автора.